СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Акварель


(фр. aquarelle, от лат. aqua — вода), водяные краски — краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись этими красками. А. отличают чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). А. бывает твердая (в плитках), полумягкая (в керамических чашечках) и мягкая (в тюбиках). А. называют и произведения, исполненные в этой технике. Различают собственно А. — прозрачную, основанную на лессировках, без применения белил, и корпусную технику — кроющие водяные краски с применением белил. Главное отличительное свойство собственно А. — прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения. А. позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: соединение легкого, прозрачного слоя А. с рисунком карандашом или пером («акварелированный рисунок»); работа А. по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней («итальянская А.»); живопись А. на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ («английская А.») дает А. глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.

Живопись водяными красками была известна в древности и в средние века, но чистая А. стала применяться на рубеже 15—16 вв. В 16—17 вв. А. использовалась для раскраски (иллюминирования) рисунков, гравюр, чертежей; во 2-й пол. 18 — нач. 19 в. А. послужила для создания шедевров пейзажной живописи (Оноре Фрагонар, Юбер Робер — Франция, Александр Козенс и Джон Роберт Козенс, Томас Гёртин, Уильям Тернер, Джон Констебл— Великобритания). В 19—20 вв. в технике А. много работали Эжен Делакруа, Оноре Домье, Поль Сезанн (Франция), Адольф Менцель, Эмиль Нольде (Германия), Мариано Фортуни (Испания). В России выдающимися акварелистами были А. А. Иванов, К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель, лидеры художественного объединения «Мир искусства»— А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева; в советский период как мастера акварельной живописи выделялись также К. С. Петров-Водкин, Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин, В. М. Конашевич, В. Г. Бехтеев. Ср. Гуашь.

По материалам сайта Российской академии художеств.