СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Андеграунд


(англ. underground — подполье), андерграунд — понятие, возникшее в США и означающее «подпольную» культуру как составную часть т. н. контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. Типичная тематика американского А. — «сексуальная революция», наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп.

В советский период понятие А. приобрело иной смысл, став обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т. д. В сер. 1950-х — кон. 1980-х гг. «художественная оппозиция» в СССР была представлена деятельностью таких групп, как «Лианозовская» (Е. Кропивницкий, Л. Кропивницкий, Л. Мастеркова, В. Немухин, Н. Вечтомов, О. Рабин и др. — с 1956 до сер. 1970-х гг.), студия Элия Белютина (с сер. 1950-х до сер. 1970-х гг.), «Сретенский бульвар» (И. Кабаков, Ю. Соболев, А. Брусиловский, Э. Неизвестный, Ю. Соостер — с 1960 до сер. 1970-х гг.), «Движение» (Л. Нусберг, Ф. Инфанте и др. — с 1962), «Арго» (Ф. Инфанте, Н. Горюнова и др. — с 1970), «Коллективные действия» (А. Монастырский, Н. Панитков, Г. Кизевальтер, И. Макаревич, Н. Алексеев, С. Ромашко и др. — с 1975), «Гнездо» (М. Федоров-Рошаль, Г. Донской, В. Скерсис — 1975), «Мухоморы» (С. Гундлах, К. Звездочетов, В. Мироненко и др. — с 1978), «Клуб авангардистов» (2-я пол. 1980-х гг.), «Чемпионы мира» (тогда же) и др. В русле А. развивалось творчество В. Сидура, А. Зверева, Э. Булатова, И. Чуйкова, В. Комара и А. Меламида и других представителей авангардизма, движения соц-арт и других оппозиционных направлений.

После постепенного снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества в начале 1990-х гг. А. сошел на нет.

По материалам сайта Российской академии художеств.