СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Агитационное искусство


(от лат. agitatio — побуждение к действию) — одна из форм идейно-политического и эстетического воздействия на массы. Возникло в античной древности (триумфальные сооружения, торжественные шествия во славу римских императоров). Во времена Великой французской революции (1789—1794) сложилась традиция красочного оформления празднеств, шествий, проведения конкурсов на создание мемориальных сооружений для увековечения революции и ее героев; распространение получили такие агитационно-массовые виды искусства, как лубок, росписи на керамике, карикатура и пр.

Наибольшее распространение А. и. получило в 20 в. в России. В 1905—1907 гг. и во время первой мировой войны активно развивалась политическая графика. Наибольшего размаха А. и. достигло после Февральской и Октябрьской революций 1917 г., когда оно впервые обрело комплексный характер. Был разработан и начал претворяться в жизнь план монументальной пропаганды, прежде всего в скульптуре (Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд, С. Д. Меркуров и др.). В организации празднеств и шествий использовались традиции Великой французской революции и Парижской коммуны (1871). Для оформления городов к различным датам, революционным праздникам лучшими художниками всех творческих направлений (С. В. Герасимов, Б. М. Кустодиев, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин и др.) создавались большие красочные панно, объемные конструкции (Н. И. Альтман, В. Е. Татлин, Л. В. Руднев и др.). Бурное развитие получила графика, в первую очередь политический плакат (Д. С. Моор, В. Н. Дени, А. П. Апсит и др.; «Окна РОСТА», где работали В. В. Маяковский, М. М. Черемных и др.). Красочно оформлялись агитпоезда, агитпароходы. В советскую эпоху большие средства направлялись на А. и„ призванное воспитывать и просвещать народные массы. А. и. первых пятилеток (лозунги, движущиеся конструкции, иллюминация, оформление демонстраций и парадов) и Великой Отечественной войны (плакат, «Окна ТАСС», фронтовая печать, листовки, салюты) помогало мобилизации общественного мнения, славило трудовую и военную героику; позже, однако, политическая пропаганда и А. и. приобрели характер формального и безадресного назидания.

По материалам сайта Российской академии художеств.