СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Авангардизм


(от фр. avant-gard — передний край, передовой отряд), авангард — понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве 20 в. (см. Модернизм). На разных исторических этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления: в нач, 20 в. — возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, в 1920—1930-х гг. эта роль перешла к сюрреализму, после второй мировой войны в кон. 1940-х—1950-е гг, на первый план вышли новые течения абстрактного искусства; в I960—1970-х гг. выдвигаются различеные формы акционизма, работы с предметом (поп-арт), концептуальное искусство (течения этого периода часто объединяют термином неоавангард). А., отмеченный резким ускорением художественных процессов, сложился под влиянием многих факторов, в т. ч. художественногo рынка как специфичного для западных стран способа организации художественной жизни. Границы А. определяются различно: его завершение относят к 1920-м гг. (когда были выдвинуты все основные идеи А.), ко времени появления неоавангарда или утверждения постмодернизма. Однако и к нач. 21 в. не исчез интерес к варьированию принципов А.

При всем многообразии творческих программ А. можно выделить в них общие черты. По отношению к обществу и к «консервативной» традиционной культуре художники А. заняли позицию постоянного протеста, «перманентного бунта». Принципиальный антитрадиционализм А., его отказ от классических норм изобразительности и красоты связаны с ориентацией на небывалую формальную новизну или на примитив и низовые формы самодеятельного искусства. Художественное открытие, способность к постоянному самообновлению стали обязательным правилом. Этим обусловлены программность творческих выступлений А., составление и публикация манифестов, постоянная обращенность в будущее, «проектность» всех видов творчества, склонность к пророчеству и жизнестроительству, осуществляемому средствами искусства. Художник-авангардист создает свою субъективную модель мира, и это перерастает в построение «второй реальности» в пределах самой жизни. В авангардистском искусстве изображение подвергается экспрессивным деформациям, аналитическому расчленению, различным игровым преобразованиям вплоть до полного вытеснения изобразительности в абстрактном искусстве. При этом произведение все больше приобретает характер самоценного объекта реальности, приравнивается к объектам внешнего мира. Размывание границ между искусством и реальностью, вторжение в области, до того считавшиеся несовместимыми с искусством, проявляются в таких типичных для А. формах, как коллаж, реди-мейд, инсталляция, эйвайронмент; в них осуществляется программа «открытого» произведения искусства, непосредственно включаемого в окружающую человека среду. Отвергая замкнутую в себе, самодостаточную форму, художники А. стремятся «раскрыть» ее, различными способами сообщая динамику произведению. На первых порах это выражалось в отказе от завершенности, в культивировании приемов спонтанного, будто бы случайного, автоматического порождения формы; с 1960-х гг. художники А. используют реальное движение или мысленные трансформации, совершающиеся в восприятии зрителя (акционизм, кинетическое искусство). «Открытое» произведение допускает множество интерпретаций, что предполагает встречную активность зрителя, его соучастие в процессе выявления художественного смысла произведения при его встрече с публикой. Вступая в диалог с художником, зритель разгадывает предложенные ему загадки и парадоксы. наделяет знаки и символы, заключенные в произведении, своим значением. Часто публика вовлекается в акции, соучаствует в творчестве (хэппенинг, некоторые виды кинетического искусства). Интерес к вторжению искусства в среду, к преобразованию ее по собственным законам стимулировал активность художников А. в синтетических формах творчесва (монументальная живопись, монументальная скульптура, дизайн, содово-парковое искусство, оформление интерьера, сценография, витраж, керамика, ковер и т. д.).

Методы А. связаны с его установками — взглядом на художественное творчество как на действие, освобожденное от осознанных целей (практических, познавательных, декоративных и др.), и на художественный объект как на предмет, оторванный от привычных функций, связей, ассоциаций. Поэтому перемещение предмета в иную, парадоксальную для него среду становилось художественной акцией. Изначально ориентируясь на самоописание, на создание «искусства об искусстве», А. сделал самостоятельной задачей обнажение формального приема, анализ языка визуальных форм и отношений между знаками разных уровней. А. представляет собой параллель философским и научным теориям 20 в., утверждающим самостоятельную активность сознания, решающую роль психических структур, априорных мыслительных схем, языка в отношениях человека и мира (психоанализ, логический позитивизм, лингвистическая философия, гештальтпсихология, структурализм). Художники ссылались на них в своих манифестах и теоретических суждениях.

По материалам сайта Российской академии художеств.