СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Аллегория


(греч. allēgoria — иносказание) — в изобразительном искусстве олицетворение отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно связанные конкретные образы, существа и предметы (напр., изображение Справедливости или Правосудия в виде женщины с весами в руках). Аллегорические изображения обычно наделяются поясняющими их значение атрибутами. В отличие от многозначного символа, допускающего различные толкования, А. однозначна: связь между образом и его значением устанавливается по аналогии или подсказывается традицией. Персонификация человеческих свойств (напр., пороков и добродетелей) широко известна в античном и средневековом искусстве («Клевета» древнегреческого живописца 4 в. до н. э. Апеллеса, аллегорические фигуры на фасадах средневековых храмов). В искусстве поздней готики и Возрождения, барокко и классицизма А. получила новые усложненные формы («Аллегория Благоразумия» Джотто, фреска капеллы дель Арена в Падуе, ок. 1305); связь между изображением и его аллегорическим смыслом становилась подчас очень замысловатой и требовала расшифровки («Любовь земная и небесная» Тициана, ок. 1515—1516, Рим, галерея Боргезе). Романтики осуждали абстрактность А., насаждавшейся академизмом, предпочитая сложную игру символов: неопределенность отношений между знаком и смыслом была воспринята и развита течениями рубежа 19—20 вв. (символизм, метафизическая живопись, сюрреализм). Однако нараставший в 20 в. интерес к знаковым системам и сложным смысловым связям породил новые формы аллегорической композиции («Мир» и «Война» Пабло Пикассо, 1952, капелла в Валлорисе). Соотношение А. и образа в современных А. бывает неожиданным и парадоксальным. Характер А. и их взаимосвязь с символом на протяжении веков постоянно меняются в зависимости от стиля, художественного метода и направления.

По материалам сайта Российской академии художеств.