СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Абстракционизм


(англ. abstractionism, фр. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus — отвлеченный) — широкое направление в искусстве 20 в., в котором произведение основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация). А. как программное направление возник в начале 1910-х гг. почти одновременно в нескольких странах Европы. Его признанными основоположниками являются русские художники В. В. Кандинский и К. С. Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне, чех Франтишек Купка. Зачинатели А. опирались, как правило, на мистические идеи: так, Кандинский, Мондриан, Купка исходили из теософской доктрины. Их метод отвлеченных построений определялся намерением выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Первоэлементы формы трактовались Кандинским, Малевичем, Мондрианом как живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, — как отношения между элементами универсума. Иной характер имеет теория Делоне, в которой решительно отвергается идеалистическая метафизика, а задача абстрактной живописи ограничивается исследованием свойств самого живописного языка, прежде всего динамических качеств цвета. Художники раннего А. внесли значительный вклад в становление современного стиля в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладных искусствах (деятельность Кандинского во Вхутемасе и Баухаузе, Мондриана — в конструктивистской группе «Де Стейл», «архитектоны» и дизайнерские проекты Малевича, опыты в прикладном искусстве Робера Делоне и Сони Делоне-Терк). Их обращение к функциональной форме объясняется универсализмом эстетических программ: отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции структур космического миропорядка, и как проекты идеального устройства мира социального, в более узком смысле — как принципиальные схемы организации пространственной и предметной среды, окружающей человека. С другой стороны, работа с первичными единицами живописного языка стимулировала поиски законов формообразования и композиционных принципов, которые затем осуществлялись в архитектурных и предметных формах.

С момента возникновения А. в нем определяются две линии: геометрической абстракции, основанной преимущественно на правильных, четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан, отчасти Делоне), и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Это формальное различие отражает различие в мировосприятии художников и их идейно-художественных программах. Композиции геометрического А., построенные из ограниченного набора правильных форм и основных цветов, представляют устойчивые «субстанциональные» состояния. Абстракции Кандинского и его последователей, наполненные плывущими, пульсирующими, взаимопроникающими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, напротив, сосредоточивают внимание на динамических процессах.

После второй мировой войны А. становится доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Преобладают формы лирической абстракции, в которой возникают такие течения, как абстрактный экспрессионизм, ташизм, иероглифический абстракционизм. Эстетические концепции этих течений утрачивают универсально-метафизический характер; абстрактная форма соотносится лишь с теми или иными проявлениями природы, социального мира, трактуется как непосредственная фиксация психических состояний художника. А. таит опасность депрофессионализации творчества. Беспредметная композиция нередко объявляется самодостаточной, исключающей любые ассоциации с внешним миром или содержанием сознания.

Другие названия: абсолютное искусство, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, конкретное искусство. Ср. Абстрактное искусство, Абстракция.

По материалам сайта Российской академии художеств.