СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Абстрактный экспрессио­низм


(англ. abstract expressionism) —течение в абстрактной живописи. Возникло в США ок. 1942 г. под непосредственным воздействием эстетики сюрреализма и выработанных им приемов психического автоматизма: решающую роль здесь сыграли контакты американских художников с эмигрировавшими в годы фашистской диктатуры и войны из Европы или Латинской Америки сюрреалистами Андре Бретоном, Максом Эрнстом, Роберто Матта, Сальвадором Дали, Андре Масоном. А. э. представлен гл. обр. творчеством художников т. н. нью-йоркской школы: Джэксона Поллока, Виллема де Кунинга, Ханса Хофмана, Аршила Горки, Роберта Мазеруэлла, Марка Ротко, Франца Клайна. Особенность А. э. — предельная спонтанность, импровизационность творческого акта. Художники в стремительном ритме покрывали полотно крупными энергичными мазками, нередко прибегали к приему дриппинга (разбрызгивание или выдавливание краски прямо на холст). Такой метод исключает целенаправленно построенную форму; картина запечатлевает последовательность действий художника. Появление и движение красочных потоков и пятен передают психическое и эмоциональное состояние автора во время работы. Отсюда другое название А. э., данное критиком Харалдом Розенбергом, — живопись действия. А. э. определяется такими тенденциями в социальной психологии того времени, как протест против подавления индивидуальной свободы, стремление к непосредственности самовыражения. Они нашли выражение также в движении битничества, литературе «потока сознания», в джазовой импровизационной музыке, в увлечении философией экзистенциализма и психоанализом Зигмунда Фрейда. В таком контексте импульсивность А. э., фиксирующая непрерывность психической динамики, воспринималась как выражение безграничной внутренней свободы и бунта против условных эстетических норм и репрессивных социальных ограничений. А. э. доминировал в художественной жизни США до начала 1960-х гг., дав импульс различным формам акционизма. Аналогичные явления в европейской абстрактной живописи 1950-х гг. — ташизм, лирическая абстракция, информальное искусство.

По материалам сайта Российской академии художеств.