СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Алтарная преграда


(греч. templon — букв. храм) — в христианском храме ограждение алтаря от помещения для молящихся. А. п. известна с 4 в. Приобрела символическое значение видимой границы между миром Дольним и миром Горним, который олицетворял алтарь — Святая Святых в восточной части христианского храма.В раннехристианском мире были известны два типа А. п.: в виде парапета и в виде портика, который получил распространение и дальнейшее развитие в византийской архитектуре. Он представлял собой ряд колонн, поддерживающих архитрав. В интерколумниях находились невысокие парапеты. На лицевой стороне архитрава (космитиса) в медальонах помещались образы святых, составлявшие Деисус. В 11—13 вв. антропоморфные изображения исчезают с космитиса: это происходит, по-видимому, из-за появления икон (э п и с т и л и е в), поставленных на архитрав. Эти иконы, написанные на вытянутых по горизонтали досках, взяли на себя функцию изображений, некогда помещаемых на космитисе. Интерколумнии таких А. п. оставались свободными от икон и закрывались завесами. А. п. не была сплошной — ее разделяли алтарные столбы храма. На их плоскостях, обращенных к молящимся, помещались мозаичные или фресковые образы. Существовали и деревянные А. п., в которых место космитиса занимал эпистилий. Число и назначение врат в А. п. не было постоянным.

Каменная А. п. в виде портика появилась на Руси вместе со структурой крестово-купольного храма. Здесь она претерпела изменения, подобные происшедшим в Византийской империи, где с 14 в. в А. п. интерколумнии заполняются иконами. На рубеже 14—15 вв. в Сев.-Вост. Руси А. п. превращается в глухую стенку между алтарными столбами (напр., в соборе Саввино-Сторожевского монастыря в подмосковном Звенигороде). Некогда существовавшие колонки под космитисом превратились в пилястры с капителями, поддерживающие деревянное тябло первого ряда иконостаса. Простенки между пилястрами были расписаны фресками. С нач. 15 в. известна А. п. в виде сплошной стенки, ограждающей не только собственно алтарь, но и жертвенник и дьяконник (Троицкий собор Троице-Сергеева монастыря в Сергиевом Посаде под Москвой). Ее появление связывается с формированием единого иконостаса (не разделенного восточными столбами храма). А. п. подобного типа остается не закрытой иконами местного ряда еще в 1-й трети 16 в. Однако если в 15 в. пилястры на лицевой поверхности А. п. повторяют ритм колонок византийских темплонов (Успенский собор Московского Кремля), то в 16 в. они являются частью алтарных столбов (собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, 1508—1516), а иногда заменяются фигурными кронштейнами (Успенский собор в Дмитрове под Москвой, 1-я треть 16 в.). Вероятно, с сер. 16 в. поверхность А. п. начинают закрывать иконами местного ряда, и А. п. окончательно лишается архитектурного декора. С появлением иконостаса каркасного типа А. п. полностью закрывается иконами местного ряда и одновременно теряет свое конструктивное значение опоры рядов иконостаса. В 17 в. А. п. исчезает, встречаясь только в памятниках, ориентированных на конкретные исторические образцы.

По материалам сайта Российской академии художеств.