СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Архитектура


(лат. architectura, от греч. architektōn — строитель; англ., фр. architecture, нем. Architektur, Baukunst), зодчество — здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную художественно организованную среду жизнедеятельности человека; А. означает также искусство проектирования и строительства зданий и сооружений в соответствии с их практическим назначением, современными техническими возможностями и эстетическими представлениями данного общества. Как часть материальных средств существования людей и как часть средств производства (промышленная А., жилые и общественные здания) А. принадлежит к сфере материальной культуры, как важный вид пластических искусств — к сфере духовной, художественной культуры.

Эстетически формируя жизненную среду общества, А. выражает специфическими художественными средствами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. Историческое развитие А. — от первобытных мегалитических сооружений, древних египетских и мексиканских пирамид, пещерных храмов Индии и Китая, от античных акрополей и форумов, средневековых храмов и крепостей до дворцов и парковых ансамблей эпохи Возрождения, барокко и классицизма, вплоть до новейшей А. 20 в. — определялось конкретным назначением и типологией сооружений, их конструктивными системами и материалами, а также художественно-стилевыми системами своего времени. Архитектурная организация пространства городов и селений, регулирование систем расселения составляют особую область А. — градостроительство; формирование природных и озеленяемых пространств — садово-парковое искусство; организация внутреннего пространства зданий — искусство интерьера. Социальные утопии питают архитектурные фантазии («бумажная» А.).

В А. взаимосвязаны функционально-технические и духовно-эстетические начала: она базируется на триединстве пользы, прочности и красоты. С практическим назначением А. связаны план и объемно-пространственная структура сооружений; строительная техника определяет осуществимость проекта; идейно-образное содержание произведения А. основывается как на его социальной функции, так и на особенностях его объемно-пространственной организации, тектонических систем, а также на нормах эстетического идеала эпохи.

Специфическими художественными средствами А. являются, композиция. тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов и поверхностей, фактура и цвет строительных и отделочных материалов, синтез искусств и т. д. А. служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества — недаром А. называют «матерью всех искусств». Общественный прогресс, достижения науки и техники, новые эстетические концепции вызывают к жизни невиданные прежде новаторские решения образных и конструктивных задач А. как искусства.

А. является т. о. одним из основных (наряду с изобразительными и декоративными искусствами) пространственных искусств, которое можно определить как: 1) художественно-организованное пространство для человеческой деятельности; 2) совокупность объектов, обусловливающих художественную организацию пространства своим присутствием, расположением и функционированием; 3) совокупность творческих процессов, направленных на создание художественного образа организованного пространства и организующих его объектов, или, говоря иначе, деятельность создателя А., архитектора. В подавляющем большинстве случаев архитектурная деятельность направлена на оформление объектов, у которых не только их существование, но также назначение и основные формальные свойства уже предопределены практической потребностью, техническими возможностями и экономическим расчетом. Такими объектами являются для нее постройки (культовые, административные, жилые, промышленные, общественные и т. д.), открытые городские пространства (площади, улицы, парки), а также комплексы построек и открытых пространств (районы города и т. д.), которые оформляются как художественные единства, называемые архитектурными ансамблями.

Однако внехудожественная реальность не только указывает границы архитектурного творчества — она и влияет на него направляюще, отражаясь в образном строе архитектуры. Так, образ постройки есть, в частности, выразительный, понятный зрителю образ строительной конструкции. Из этого вовсе не следует, что художественно совершенная постройка непременно будет выражать в своем облике свою же собственную конструкцию: среди сооружений разных эпох и стран имеется огромное множество общепризнанных шедевров, чей внешний облик даже скрывает ее от глаза. И все же зримый образ к.-л. конструкции, сколь бы она далеко ни отстояла от реальной статической системы данной постройки, всегда будет налицо, если эта постройка —произведение А.; способы, которыми создается образ конструкции, принято называть тектоникой. В архитектурном образе находят отражение и функциональные свойства построек: неприступность или открытость, вместимость или уют.

Как любое другое искусство, А. неизменно отражает в своих стилях и отдельных произведениях идеал современной им эпохи, причем отражает этот идеал во всем его многообразии. Однако в силу своей открытости массам людей, а также стабильности и прочности своих творений А. более других искусств способна передавать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Помимо масштабности произведений А. этому благоприятствует свойственное им подчеркивание ритма и пропорций.

В силу своей неизобразительности, равно как ограниченности круга своих форм и мотивов, архитектурный образ часто нуждается в конкретизации, дополнении и обогащении средствами изобразительного искусства. Это обстоятельство, а также относительная обширность размеров делают архитектурное пространство особенно подходящей средой для синтеза искусств.

По материалам сайта Российской академии художеств.