СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

АМПИР

(фр. empire — империя) — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети 19 в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма. Основные источники творческого переосмысления и вдохновения для А. — искусство архаики в Древней Греции и искусство императорского Рима, а также культура Древнего Египта. В античности А. черпал, с одной стороны, монументальность, лаконизм, а с другой — идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. Широкое распространение в архитектуре А. получили массивные портики дорического и тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой гл. обр. римского происхождения (дикторские связки, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п.). Пластические особенности древнеегипетского искусства под¬сказали мастерам А. активное использование больших нерасчлененных поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн. Мастера А. прибегали также ко многим антикизированным мотивам древнеегипетских орнаментов и сим¬волов, среди которых ведущее место отводилось изображениям сфинксов. Вместе с тем в структуре формообразования А. просматриваются и некоторые новшества. Среди них — усиление градообразующей роли фасадов зданий, использование стены не только как грани массивного объема, но и как плоской преграды, призван¬ной обеспечить симметричность и гармоничность ансамбля в целом (арка здания Главного штаба и его угол на набережной Мойки в Санкт-Петербурге, 1819—1829, архитектор К. И. Росси).А. в архитектуре сложился на рубеже 18—19 вв. во Франции, в проектах Клода-Никола Леду и других мастеров эпохи Великой французской революции. Их идеи монументальных, лаконичных и геометрически выразительных сооружений носи¬ли в основном утопический характер, но они обогатили последующие по¬иски архитекторов. В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски, памятные императорские колонны) и мотивов декора интерьеров (рельефы, напоминающие древнеегипетские образцы; росписи, навеянные помпеянской стенописью; декоративные вазы, похожие на греческие архаические и этрусские, и т. п.). А. про¬явился также в искусстве мебели (изделия Франсуа Жакоба во Франции, мебель по проектам А. Н. Воронихина, К. И. Росси в России), где часто использовался эффект сочетания темного дерева и накладного золоченого бронзового декора в духе египетских и римских древних украшений. Сильное влияние оказал стиль А. на формы и декор изделий из металла, фарфора, стекла и на модели одежды. В России А. (в ы с о к и й классицизм) получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных К. И. Росси (Главный штаб, Александрийский театр и примыкающая к нему Театральная улица), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство), Жаном Тома де Томоном (стрелка Васильевского остро¬ва с Биржей) и др. В Москве в стиле А. выстроены многие здания и особняки, спроектированные Джованни Баттиста и Доменико Жилярди и А. Г. Григорьевым (Опекунский совет, особняки Луниных, С. Гагарина, постройки в усадьбе Кузьминки и др.), в этом же стиле в Москве по проектам О. И. Бове были сооруже¬ны Верхние торговые ряды на Красной площади (не сохранились). Большой театр с прилегающими зданиями (позже частично перестроены), Первая градская больница. Триумфальные ворота (разрушены в 1932, перенесены и восстановлены в 1968). В русской скульптуре высокий классицизм нашел отражение в ряде памятников (памятник К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площади в Москве, скульптор И. П. Мартос), в московских фонтанах И. П. Витали, в монументально-де¬коративной пластике Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, украшающей многие здания Санкт-Петербурга.
По материалам сайта Российской академии художеств.