СТУДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Студия профессионального дизайна Красота дома

Мавзолей


(греч Mausoleion — гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнасе, сер. 4 в. до н. э.) — монументальное погребальное сооружение. Галикарнасский М. (периптер на высоком цоколе, увенчанный пирамидой и квадригой), строительство которого начато при Мавсоле и закончено его супругой Артемисией II (архитекторы Пифей и Сатир), считался одним из чудес света. В подражание этому памятнику были возведены другие античные М.: М. Адриана в Риме (замок Сант Анджело, 135—140), трехъярусный М. в Сен Реми (кон  1 в до н э). В средние века М. (по-арабски — м а з а р) стал на мусульманском Востоке святыней и местом паломничества и поклонения. Сооружения, воздвигнутые над гробницами почитаемых людей, отличались богатством украшений и размерами. Среди прославленных архитектурных памятников — М. Исмаила Самани в Бухаре (кон. 9 — нач. 10 вв.), М. Тимура и Тимуридов в Самарканде Гур-Эмир (1403—1404), М. Тадж-Махал в Агре (усыпальница Шах-Джахана и его жены, ок. 1630—1652), М. Хумаюна в Дели (2-я пол. 16 в.). В Европе подражания античным М. строились архитекторами классицизма. М. как тип мемориального сооружения получил широкое распространение в более камерных формах в дворцово-парковых ансамблях 18—19 вв. (М. Павла I в Павловске, 1805—1808, архитектор Жан Тома де Томон), в дворянских усадьбах, в 20 в — в некрополях (М. семейства Эрлангер, 1914, Москва, архитектор Ф. О. Шехтель). В 20 в. возрождается традиция возведения официальных репрезентативных М.-усыпальниц. Предназначенные для крупных политических деятелей, эти сооружения, как правило, воздвигнуты на центральных площадях столиц. Некоторые из них служили одновременно и правительственными трибунами (М. В. И. Ленина в Москве, 1924, 1929—1930, архитектор А. В. Щусев, Кемаля Ататюрка в Анкаре, 1944—1953, архитектор Э. Онат, Г. Димитрова в Софии, 1949, архитекторы Г. Овчаров, Р. Рибаров; Сухэ Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, 1950-е гг., архитекторы Б. С. Мезенцев, Чимид; Хо Ши Мина в Ханое, 1975).

По материалам сайта Российской академии художеств.